Проблема адаптации к новым условиям обучения периодически встает перед каждым ребенком: детский сад, начало обучения, переход в 5 класс, в старшие классы, профессиональные учебные заведения.
Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. В десятом классе лицея адаптация проходит по нескольким направлениям:
· адаптация к новому классному коллективу;
· актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение;
· адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения;
· рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.
У десятиклассников, поступивших в лицей, меняется как социальное окружение (новый состав класса и учителей), так и система деятельности (новая учебная ситуация). А ситуация новизны всегда тревожна. Неизвестно, что ждать от незнакомых учителей, какими будут их требования, каковы особенности и условия обучения, ценности и нормы поведения. Учащийся переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.
Именно в это время у них могут возникнуть определённые трудности в плане учёбы, взаимоотношений с родителями и сверстниками. Задача родителей – тактично помочь своим детям справиться с проблемами, оказать так необходимую им психологическую поддержку.
Можно назвать несколько основных психологических трудностей, ожидающих учащихся в Х классе лицея:
1. смена критериев оценивания
Обучение в лицее подразумевает углубленное изучение профильных предметов и в целом направлено на подготовку к получению высшего образования. Соответственно, усложняется учебный материал, его подача и требования к учащимся, оценивание знаний и умений становится более строгим.
Родителям лицейских «десятиклашек» стоит приготовиться к тому, что успеваемость в 1 четверти может заметно снизиться. Получение оценок ниже, чем обычно, может привести к снижению самооценки, изменению поведения: подросток либо замыкается, становиться молчаливым, либо грубым и резким.
Чем могут помочь родители?
• выяснить, по каким предметам возникают наибольшие затруднения;
• побеседовать с педагогом, уточнив у него критерии оценивания письменных и устных работ, можно также поинтересоваться у учителя, а в чём он видит причину снижения успеваемости – это пробелы в знаниях или недостаточная подготовка;
• объяснить ребёнку новые требования, совместно проанализировать его работу на соответствие данным требованиям;
• помочь научиться грамотно планировать выполнение уроков так, чтобы вначале выполнять более объёмные и тяжелые задания, стараться выполнять некоторые творческие работы заранее, не откладывая всё на последний день.
2. Х класс как передышка между IX и XI классами
Обучаясь в IX классе и готовясь к экзаменам, сдавая экзамены в школе и при поступлении в лицей, учащиеся нацелены на результат и прикладывают определенные усилия для его достижения. Поступив же в X класс, достигнув своей цели, учащиеся словно «расслабляются» - экзамены и волнения IX класса остались позади, наиболее серьёзная подготовка к ЦТ, по их мнению, будет только в ХI классе.
Безусловно, эта передышка нужна. Но надо быть осторожными и не разрешать подростку окончательно «расслабиться», тем самым допустив недостаточное усвоение новых знаний, а также потерять время на подготовку к выпускным экзаменам и централизованному тестированию.
Заметив, что чадо слишком мало времени уделяет учебе, не торопитесь ругать его, а тем более наказывать. Гораздо эффективнее будет спокойно побеседовать. Можно поделиться с ним своими надеждами и переживаниями за него, рассказать о своей молодости, учёбе. Главное, не поучать, не делать этого с «высоты прожитых лет». Старшеклассник ощущает себя взрослым человеком. Задача родителей – научиться воспринимать своего отпрыска как равного и соответственно строить отношения с ним на равных.
3. профессиональное самоопределение
В чём могут помочь родители?
· определить желаемую специальность, хотя бы в общих чертах. Например: хочет быть инженером по строительству. Строительству чего – мостов, дорог, зданий? Либо идти «от обратного» – выбирать из тех специальностей, для поступления на которые необходимо сдавать ЦТ по профильным предметам;
· узнать об этой специальности больше – чем конкретно занимаются такие специалисты, какие есть требования к профессии и пр.;
· выбрать ВУЗы, в которых имеется данное направление, – основной, на который будете ориентироваться, и парочку «запасных»;
· узнать, какие есть факультеты в том или ином университете, похожие специальности, какие предметы необходимо сдавать, какой минимальный проходной балл на выбранную специальность.
Каковы признаки успешной адаптации?
Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в лицее, он не испытывает неуверенности и страхов.
Второй признак – насколько легко подросток справляется с программой. Необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
Не менее важным признаком того, что ребенок полностью освоился в новой среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и педагогами.
И напоследок ещё несколько советов:
Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание. Задавайте вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, это позволит ему почувствовать вашу поддержку.
Совет второй: ваше положительное отношение к лицею и учителям упростит ребенку жизнь. Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к педагогам, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о лицее и учителях «в семейном кругу», это лишает стабильности и значительно подрывает спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.
Совет третий: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка. Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его старания и успехи.
Совет четвертый, последний: счастливые дети растут у счастливых родителей. Поэтому – БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!
Комментариев нет:
Отправить комментарий