Адаптация десятиклассников в лицее. Что нужно знать родителям?

Проблема адаптации к новым условиям обучения периодически встает перед каждым ребенком: детский сад, начало обучения, переход в 5 класс, в старшие классы, профессиональные учебные заведения.

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. В десятом классе лицея адаптация проходит по нескольким направлениям:

·                   адаптация к новому классному коллективу;

·                   актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение;

·                   адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения;

·                   рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.

У десятиклассников, поступивших в лицей, меняется как социальное окружение (новый состав класса и учителей), так и система деятельности (новая учебная ситуация). А ситуа­ция новизны всегда тревожна. Неизвестно, что ждать от незнакомых учителей, какими будут их требования, каковы особенности и условия обучения, ценности и нормы поведения. Учащийся переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.

Именно в это время у них могут возникнуть определённые трудности в плане учёбы, взаимоотношений с родителями и сверстниками. Задача родителей – тактично помочь своим детям справиться с проблемами, оказать так необходимую им психологическую поддержку.

Можно назвать несколько основных психологических трудностей, ожидающих учащихся в Х классе лицея:

1. смена критериев оценивания

Обучение в лицее подразумевает углубленное изучение профильных предметов и в целом направлено на подготовку к получению высшего образования. Соответственно, усложняется учебный материал, его подача и требования к учащимся, оценивание знаний и умений становится более строгим.

Родителям лицейских «десятиклашек» стоит приготовиться к тому, что успеваемость в 1 четверти может заметно снизиться. Получение оценок ниже, чем обычно, может привести к снижению самооценки, изменению поведения: подросток либо замыкается, становиться молчаливым, либо грубым и резким.

Чем могут помочь родители?

• выяснить, по каким предметам возникают наибольшие затруднения;

• побеседовать с педагогом, уточнив у него критерии оценивания письменных и устных работ, можно также поинтересоваться у учителя, а в чём он видит причину снижения успеваемости – это пробелы в знаниях или недостаточная подготовка;

• объяснить ребёнку новые требования, совместно проанализировать его работу на соответствие данным требованиям;

• помочь научиться грамотно планировать выполнение уроков так, чтобы вначале выполнять более объёмные и тяжелые задания, стараться выполнять некоторые творческие работы заранее, не откладывая всё на последний день.

2. Х класс как передышка между IX и XI классами

Обучаясь в IX классе и готовясь к экзаменам, сдавая экзамены в школе и при поступлении в лицей, учащиеся нацелены на результат и прикладывают определенные усилия для его достижения. Поступив же в X класс, достигнув своей цели, учащиеся словно «расслабляются» - экзамены и волнения IX класса остались позади, наиболее серьёзная подготовка к ЦТ, по их мнению, будет только в ХI классе.

Безусловно, эта передышка нужна. Но надо быть осторожными и не разрешать подростку окончательно «расслабиться», тем самым допустив недостаточное усвоение новых знаний, а также потерять время на подготовку к выпускным экзаменам и централизованному тестированию.

Заметив, что чадо слишком мало времени уделяет учебе, не торопитесь ругать его, а тем более наказывать. Гораздо эффективнее будет спокойно побеседовать. Можно поделиться с ним своими надеждами и переживаниями за него, рассказать о своей молодости, учёбе. Главное, не поучать, не делать этого с «высоты прожитых лет». Старшеклассник ощущает себя взрослым человеком. Задача родителей – научиться воспринимать своего отпрыска как равного и соответственно строить отношения с ним на равных.

3. профессиональное самоопределение

В чём могут помочь родители?

·                   определить желаемую специальность, хотя бы в общих чертах. Например: хочет быть инженером по строительству. Строительству чего – мостов, дорог, зданий? Либо идти «от обратного» – выбирать из тех специальностей, для поступления на которые необходимо сдавать ЦТ по профильным предметам;

·                   узнать об этой специальности больше – чем конкретно занимаются такие специалисты, какие есть требования к профессии и пр.;

·                   выбрать ВУЗы, в которых имеется данное направление, – основной, на который будете ориентироваться, и парочку «запасных»;

·                   узнать, какие есть факультеты в том или ином университете, похожие специальности, какие предметы необходимо сдавать, какой минимальный проходной балл на выбранную специальность.

Каковы признаки успешной адаптации?

       Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в лицее, он не испытывает неуверенности и страхов. 

        Второй признак – насколько легко подросток справляется с программой.  Необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

      Не менее важным признаком того, что ребенок полностью освоился в новой среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и педагогами. 

И напоследок ещё несколько советов:

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание. Задавайте вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, это позволит ему почувствовать вашу поддержку.

Совет второй: ваше положительное отношение к лицею и учителям упростит ребенку жизнь. Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к педагогам, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о лицее и учителях «в семейном кругу», это лишает стабильности и значительно подрывает спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка. Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его старания и успехи.

Совет четвертый, последний: счастливые дети растут у счастливых родителей. Поэтому – БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!  

Комментариев нет:

Отправить комментарий