Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений.
Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и
социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким
требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте
максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы,
характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и
т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий,
кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте
требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет
- минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего.
Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации - не самый
точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно
поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем,
каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы
выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт
подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а
подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что
собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно
ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например,
заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в
компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать
программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера.
Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он
владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие
ограничения она накладывает.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и
знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и
среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с
вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может
заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности
соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с
ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных
специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники,
профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях
ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не
догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться
только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно
скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее
непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия,
предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное
тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире
существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные
качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек
скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой
- соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную
логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно
излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и
организаторские способности и т. д. Профдиагностику по запросу можно пройти и у
нас в лицее. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на
гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания,
помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него
есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные
результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить
ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте
таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно
здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как
в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое». О возможностях получения высшего образования в Беларуси читайте здесь
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о
будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам
подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно
поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся
реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка
напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься,
если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему
применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать
футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось
уйти. Теперь он думает, кем быть».
Комментариев нет:
Отправить комментарий